Что такое CMS, и зачем она нужна?

 

Наверное, практически каждый современный, интересующийся интернетом человек хоть раз слышал о том, что существуют такие движки, как Joomlа, WordPress, Bitrix, Drupal и другие. Однако часто познания в этой области ограничиваются только пониманием того, что это программы, которые как-то связаны с функционированием сайта.

В этой статье мы постараемся разобраться, что представляют собой движки и зачем они вообще нужны.

Что же такое «движок сайта», иначе говоря, CMS?

Сам термин CMS является аббревиатурой понятия Content Management Software (или, как говорят в наших краях, Content Management System), что переводится как «система управления контентом». Если говорить упрощенно, ЦМС – это программа, которая помогает владельцам управлять содержимым сайта, не требуя от них при этом каких-либо особых знаний и навыков.

CMS выполняют две основные функции: формируют страницы для пользователей и помогают владельцам управлять содержимым сайта.

Для того, чтобы глубже понять значение и предназначение систем управления сайтом, необходимо немного окунуться в историю развития индустрии сайтов. Дело в том, что когда-то web-сайты представляли собой небольшое количество статических страниц, и для того, чтобы изменить что-то на сайте, приходилось залазить в код и менять всё прямо в нём. Это было достаточно сложно сделать, не обладая специальными знаниями. Владельцам сайтов приходилось часто привлекать к работе посторонних людей – программистов и кодеров. Таким образом, нарушалась политика безопасности компании, а сам процесс изменения информации занимал слишком много времени. Со временем скорость обновления ресурса стала приобретать всё большее значение, страницы сайта становились всё более и более графически загруженными, на сайтах стали появляться анимации, аудио, flash-объекты, всё больше внимания уделялось смысловому наполнению сайта. Было очевидно, что без инструмента, который упрощал бы работу с сайтом, не обойтись. Решением этих проблем и стали системы управления сайтом.

Принцип работы CMS

Сайты, созданные на основе ЦМС, не являются отдельными страницами. Принцип работы большинства движков основан на разделении оформления сайта (т.е. его дизайна в виде шаблонов), и содержания, контента — графических элементов, текстов, файлов в различных форматах, архивов и т.д. Структура сайта изменяется редко, а вот наполнение может изменяться достаточно часто — не только каждый день, но и каждый час. Так вот, в момент получения запроса CMS формирует страницу для пользователя, как бы складывая её по частям, основываясь на определенных параметрах. Информация, которую могут увидеть разные пользователи на одной и той же странице, может быть совершенно различной в зависимости от многих факторов, например, от того, авторизирован ли пользователь, и какую информацию он оставлял на сайте ранее. По-разному будет выглядеть, например, страница, отображающая товары, положенные в корзину разными пользователями в интернет-магазине.

В то же время, ЦМС защищает данные сайта, следит за тем, чтобы он не засорялся спамом, и вообще выполняет огромное количество дополнительной работы, которую не видит обычный пользователь, но которая жизненно важна для нормального функционирования сайта. И делать всё это она должна быстро, чтобы пользователь не устал ждать и не ушел за информацией на другой сайт.

Конечно, сайт может работать и вообще без CMS. Это допустимо, если он состоит из 1-й страницы. Но если сайт будет расширяться и количество страниц перевалит, например, за 30, то могут возникнуть сложности. Если вам нужно будет изменить какую-либо информацию, содержащуюся на каждой или на многих страницах сайта (например, номер телефона, или адрес какой-то ссылки), то вам придётся заходить отдельно на каждую страницу и вручную в коде заменять эту информацию.

В то же время, владельцу сайта, основанного на CMS, достаточно зайти в админку сайта, и, используя красиво оформленные и вполне понятные любому человеку поля, легко управлять новостными лентами, каталогами товаров, модерировать форумы, добавлять видео, картинки, визуально изменять структуру сайта, добавляя новые поля и страницы, и производить множество других операций, которые без ЦМС были бы не просто трудоёмкими, но часто даже невозможными.

Виды систем управления контентом

Системы управления могут быть платными и бесплатными, а также с открытым кодом и закрытым.

Платные системы, в отличие от бесплатных, обеспечены постоянной технической поддержкой производителей, соответственно, CMS постоянно совершенствуется и обновляется. Кроме того, такие версии более безопасны по сравнения с бесплатными ЦМС.

Тем не менее, бесплатные CMS, несмотря на перечисленные недостатки, обладают огромным достоинством — за них не нужно платить.

Что касается ЦМС с открытым кодом, то здесь доступ к коду дает возможность изменять некоторые возможности систем, а также расширять их функциональность.

С открытым кодом бывают как платные, так и бесплатные CMS.

Самих CMS существует великое множество- Joomla, WordPress, OpenCart, 1с Битрикс, Drupal и других.